Основы садово-паркового искусства

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тема 1.4. Садово-парковое искусство Западной Европы XVI – XVIIIвв.

Вопросы:
1. Садово-парковое искусство Франции.
2. Садово-парковое искусство Англии.
3. Садово-парковое искусство Германии.

1. Садово-парковое искусство Франции.

Садово-парковое искусство Франции можно разделить на два периода: садово-парковое искусство Франции в период с конца 16 в до первой половины 18 в. и садово-парковое искусство Франции в период со второй половины 18 в.

Садово-парковое искусство Франции в период с конца 16 в до первой половины 18 в.
Итальянские сады эпохи Возрождения и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства Франции. Там развиваются и достигают наивысшего расцвета регулярные садово-парковые объекты.
Основные типы объектов СПИ Франции в период с конца 16 вдо первой половины 18 в. являются:
• Парки загородных дворцов
• Парки и сады дворцов в городах
• Широкие бульвары
• Ботанические сады (их роль: изучать, использовать, охранять растительные богатства нашей планеты).
Знаменитыми объектами СПИ являются: Во-ле-Виконт, Версаль, сад Марли, сад Сен-Клу.
Для французского СПИ периода конца 16 вдо первой половины 18 в. характерны следующие черты:
• Регулярность композиции, созданная на основе пропорциональности, четкости, строгой иерархии главного и второстепенного.
• Максимальное раскрытие пространства.
• Минимальное использование скульптур как композиции.
• Высокий уровень трельяжного и топиарного искусства.
• Совершенствование следующих композиционных приемов: нарушение симметрии во внутренних деталях партеров и боскетов, применение сплошных зеленых массивов, обширных узорных партеров, лабиринтов, обводнение парка с помощью каналов
Садово-парковое искусство Франции в период со второй половины 18 в.
Под влиянием пейзажных направлений Англии, Франция так же обращается к пейзажному стилю. Но французы не уничтожали старые парки.
Основные типы объектов СПИ Франции в период романтизма являются :
• Романтические сады и парки
• Сады и парки для развлечения знатных особ
• Благоустройство площадей
• Озеленение улиц
Знаменитыми объектами СПИ Франции периода романтизма являются: малый Трианон, парк Монсо, Эрменонвиль, сад Багатель, парк Шантийн.
Для французского СПИ периода романтизма характерны следующие черты:
• Сады и парки существовали в основном не для отдых, а для приемов.
• Изобилие мелких деталей, эффекты неожиданности, разнообразие романтических затей.
• Старые парки не уничтожались, создавались новые пейзажные планировки.
• Появляется новый пейзажный элемент – романтический остров.

2. Садово-парковое искусство Англии.

Садово-парковое искусство Англии в период с конца 16 в до первой половины 18 в.
Французское СПИ оказало большое влияние на Англию. В период с конца 16 вдо первой половины 18 в. там существовали следующие типы объектов СПИ:
• Королевские сады и парки
• Частновладельческие сады и парки
• Парки для верховой езды.
Знаменитыми объектами СПИ являются: Парк Гринвича, парк Хэмптон-Корт, Бремен-парк в Йоркшире, резиденция в Чатсворте, вилла Чизвик, парк Буши.
Для английского СПИ периода конца 16 вдо первой половины 18 в. характерны следующие черты и приемы:
• Традиционные приемы паркостроения – стрижка деревьев и кустарников
• Частое использование булингрина (партер с простым рисунком, располагающийся вдали от построек и по уровню ниже окружающих дорожек)
• Размещение прудов значительно ниже окружающей плоскости
• Формирование уютных мест отдыха в беседках из стриженных деревьев, кустарников или лабиринтах
• Организация кружевных партеров
• Создание парков для верховых прогулок.
Садово-парковое искусство Англии в период со второй половины 18 в.
Регулярные парки в Англии не прижились: не позволяла топография страны (наличие холмов с вьющимися между ними речками) и отсутствие мощной концентрации власти и богатства). И началось развитие нового пейзажного направления. Появились следующие типы объектов СПИ:
• Сады и парки при поместьях лордов
• Городские сады и парки для отдыха простонародья
• Озеленение площадей.
Знаменитыми объектами СПИ Англии этого периода являются: сады Кью, парк Стоу, парк Стоурхэйд, Гайд-парк, Риджентс-парк.
Для английского СПИ периода пейзажного стилевого направления характерны следующие черты и приемы:
• Широкое использование «подстриженных» овцами газонов
• Устройство на первом плане регулярных в виде партера, перголы или стриженных форм
• Широкое применение топиарного искусства
• Изменение рельефа и распределение деревьев для непрерывно меняющегося вида
• Доминирующая роль отдельных деревьев
• Сложные очертания в искусственных водоемах.

3. Садово-парковое искусство Германии.

Так же как и в других европейских государствах, развитие садово-паркового искусства в Германии можно разделить на два периода, когда господствовало регулярное паркостроение и появились пейзажные сады.
Садово-парковое искусство Германии в период с конца 16 в до первой половины 18 в.
Французское СПИ оказало большое влияние и на Германию. В период с конца 16 вдо первой половины 18 в. там существовали следующие типы объектов СПИ:
• Городские дворцово-парковые ансамбли
• Городские сады
• Загородные дворцово-парковые комплексы.
Знаменитыми объектами СПИ являются: Парк Херренхаузен (регулярный стиль), резиденция Нимфенбург и Шлейсгейм, Цвингер (в Дрездоне), ДПА Гросседлиц (в стиле барокко), ДПА Пильниц (смешение стилей, преобладание регулярности), Сан-Суси.
Для германского СПИ периода конца 16 вдо первой половины 18 в. характерны следующие черты и приемы:
• Дворцы были небольшими, парки и сады крупные
• Композиция парков простая и выразительная
• Парки располагали в пределах одноосевой системы, границы оформляли в форме прямоугольников
• Значительное место занимали плоские зеркальные бассейны и каналы
• Влияние школы Ленотра и итальянских образцов паркостроения.
Садово-парковое искусство Германии в период со второй половины 18 в.
В этот период в Германии развивается пейзажное направление. Существовали следующие типы объектов СПИ:
• Дворцово-парковые ансамбли
• Загородные романтические парки
• Городские сады и парки.
Знаменитыми объектами СПИ являются: парк Вёрлиц, парк Веймаре, парк Мускау.
Для германского пейзажного СПИ характерны следующие черты и приемы:
• Использование в ландшафтной композиции островков
• Применение «картинного метода» формирование парков
• Включение в структуру парка и использование с\х ландшафта
• Создание насыпных холмов в парках
• Оформление клумб ковровыми цветами.
Литература:
1. Сокольская, О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие, страницы 41 – 62; 145 – 165.
2. Палентреер, С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство, страницы 60-80; 91-108.